«Приехала из России в Беларусь, чтобы выдохнуть, — в Минске так чисто, красиво!» Как спустя месяц войны и санкций живут россияне

Места • Мария Мелёхина

Оказалось, исторические времена лучше выглядят в учебниках, чем когда это твоя реальная жизнь. KYKY решил проверить, как сейчас живётся в России – сверхдержаве, где войну называют «спецоперацией», а о презрении к санкциям записывают тиктоки. Мы поговорили с беларуской Еленой, которая год назад переехала из Минска в Санкт-Петербург и была уверена, что свобод в России больше, чем в Беларуси. 

Если вам нравится, как команда KYKY пытается вместе с читателями приручать реальность, в которой мы с вами оказались, – подпишитесь на наш Patreon за мерч и другие бенефиты. Или сделайте быстрый донат без обязательств тут.

«70% моих знакомых россиян — за «спецоперацию»

«Русские и беларусы сильно отличаются по ментальности. Беларусы больше следуют правилам, россияне же любят покачать права, поругаться. Недавно наблюдала картину в МФЦ: женщина на повышенных тонах выражала недовольство, что ее не хотят принимать без записи. А я реально не понимала, почему она себя так ведет. Ну, записалась бы на другой день и пришла по записи… Я даже спросила у своих знакомых россиян, что они думают по поводу всей этой истории. И они ответили: «А что такого? Если вопрос не решается, можно и поорать». Мне это непонятно – в Беларуси так не происходит. Еще не нравится, что постоянно тебя пытаются надурить даже по мелочам.

70% моих знакомых поддерживают Путина и его «сильную внешнюю политику». Они говорят: «Ну, может сейчас он и творит какую-то херню, но как политик – он очень сильный». Даже растущие в магазинах цены не в силах переубедить в обратном. Потому что в сознании людей они, то бишь народ, сплотились и выживут всем врагам назло. Люди никак не связывают войну и инфляцию. Это странно, но мышление русских сегодня заключается в том, что «нас не любят во всем мире, но мы все равно прорвемся и плевать хотели на все санкции». И еще мое любимое: мы русские – с нами бог.

Когда Путин только объявил о «спецоперации», казалось, мнения разделились. Одна моя знакомая была против войны, да и сейчас тоже против, но когда ее стали закидывать письмами из Украины с хейтом, что она фашистка... Хотя эта девушка была за украинцев, финансово помогала фондам. Закончилось все тем, что она демонстративно во всех соцсетях вывесила российский флаг с лозунгом «Россия – вперед». Человек просто обозлился, когда в его адрес стали сыпаться оскорбления.

И это не потому, что люди смотрят телевизор (хотя поэтому тоже). Пропаганда в России поселилась в умах на уровне идеи, что «у Путина сильная внешняя политика». Это как эпидемия: вирус передается от человека к человеку. Люди понимают, что внутри страны много разных недочетов, коррупция, разруха на местах, цены растут, но зато сильная внешняя политика. И народ в эту политику не вмешивается, потому что он как бы отдельно – он со всем справится самостоятельно. Ведь все знают, что политики творят, что хотят, а мы здесь внутри – народ – крепимся и сражаемся сами за себя. И народ как бы аполитичен, но при этом у него есть Путин, который представляет страну во внешнем мире. И многие считают, что он это делает хорошо, потому что Путин – мудрый и хитрый политик, который лучше всех знает, как надо. Поэтому Путин реально пользуется поддержкой, ему доверяют. Я пока не столкнулась ни с одним человеком в своем окружении, который бы выразил какое-то иное мнение.

Фото: Константин Чалабов

Большинство ведь и вправду верит, что Россия проводит «спецоперацию», а не бомбит жилые кварталы в Украине. Люди отказываются верить в правду, даже когда я показываю им фото и видео. Они говорят, что всё это фейки, потому что так сказали по телевизору. Есть и сомневающиеся, как та моя знакомая, которая была сначала против войны, но потом вывесила российский флаг. Но здесь сработало уже другое: агрессия в ответ на агрессию. Человека просто на эмоциональном уровне перекрыло. Безусловно, есть и те, кто всё прекрасно понимает, но их меньшинство. Они или молчат, или уезжают.

Цены, сахар и Доширак

Цены в магазинах выросли почти в два раза на всё, причем не только на зарубежные, но и на отечественные товары. Подгузники российского производства подорожали вслед за иностранными тоже в два раза. И если в первое время еще можно было что-то найти на скидках в онлайн-магазинах, то теперь такого и близко нет – цены везде кусаются.

Продукты тоже подорожали: что-то больше, что-то меньше. Например, я люблю сыр и всегда беру наш беларуский Брест-Литовский сливочный. В июле 2021 года, когда я только переехала, он стоил в магазинах 99 рублей по акции, а сейчас по акции он стоит 187 рублей. Хотя это ведь не «заграничный», а беларуский сыр. Нам говорят, что инфляция в России составила всего 10%, но ведь это не так – цены говорят сами за себя. И в целом, если смотреть на средний чек, то с начала «спецоперации» он вырос примерно на 40%. Я покупаю примерно одно и то же, поэтому рост цен мне хорошо заметен.

Но такой истерии, как была перед пандемией, в магазинах сейчас нет, хотя я и видела таблички перед «Дошираком», мукой и сахаром, что не более определенного количества в одни руки. Значит спрос есть. Люди также скупают импорт: подгузники, прокладки, косметику, парфюмерию, технику. Но мне кажется, россияне еще не сильно понимают всей степени того, что произошло и еще произойдет с экономикой. Пока у людей только включается режим выживания. И многие думают, что рост цен – это происки Запада, который хочет насолить таким образом русским из-за ненависти. И Макдональдс по этой же причине закрылся в России.

Собственная соцсеть и собственная банковская система

Инстаграм в России заблокирован, но в соцсеть можно заходить через vpn и за это ничего не будет. Но многим это просто лень делать. Я общаюсь по работе с блогерами и таргетологами, и они говорят, что охваты сильно упали. В нашем рабочем чатике таргетологов 90% присутствующих, к слову, тоже поддерживают политику государства, хотя блокировка инстаграма напрямую сказалась на их заработке. Фактически сегмент сейчас находится на грани выживания. Многие переходят во Вконтакт, но это путь в никуда. Говорят, скоро в России запустят русограм – российский аналог инстаграма. Запуск пока откладывается, потому что в тестовый период там все пошло по одному месту. Тем не менее, в русограм уже активно зазывают крупных блогеров. Недавно запустилась и социальная сеть TenChat – видимо, вместо фейсбука и тик-тока. Официальный слоган TenChat звучит так: «Мы надежно защищены от возможных блокировок, замедлений и прочих мер, пока соблюдаем законы РФ».

Я не столкнулась с ограничениями по расчетам с Visa и Mastercard, но, думаю, скоро столкнусь. Раньше я переводила деньги с беларуской карты на российскую, а теперь неизвестно, что будет с переводами и какая будет комиссия. Эту информацию я планирую в ближайшее время узнать в банке – правда, туда сейчас не попасть. Везде огромные очереди в две колбасы: одна – в кассу, другая – к консультантам. И хвосты этих очередей заканчиваются на улице. Я так понимаю, что люди пишут заявления на закрытие счетов, снятие наличности, депозитов. У банкоматов и обменников, к слову, уже почти никого нет – всю валютную наличность давно разобрали, так что стоять там уже бессмысленно. Я пыталась дозвониться до банка, чтобы узнать, как теперь переводить деньги, но пока безуспешно – там просто сбрасывают. Поэтому придется идти в банк ногами и, скорее всего, делать карту МИР, чтобы пользоваться ей на две страны: Россию и Беларусь.

Пустые квартиры

Цены на покупку недвижки в рублях выросли на 5-10%, но риэлторы говорят, что это ненадолго – цены начнут планомерно снижаться. Аренда уже пошла вниз – многие уезжают, на рынке появляется огромное количество квартир. Первыми поехали айтишники и те, кто работал на удаленке. Поехали в основном в Турцию, Грузию, Польшу. А все остальные посидели, подумали и задались вопросом: «А чем, собственно, там, в эмиграции, заниматься?». Свалить на две недели, потратить все деньги, а дальше что? Поэтому многие сейчас затаились и ждут.

Фото: Beat Schweizer

Недавно читала в новостном канале, что человек снимал квартиру в диджитал-доме в Питере. Это такой умный дом для тех, кто работает онлайн: айтишников, маркетологов, smmщиков и прочих. Это престижное жилье, где предусмотрены свои опенспейсы для работы, магазины с автоматическими расчетами, роботами-доставщиками еды и прочее. Раньше в этом доме нереально было снять жилье, а сейчас там пустует и сдается 150 (!) квартир. И непонятно, сколько еще постояльцев сейчас собирают чемоданы.

Я бы тоже с удовольствием уехала из России, но не понимаю куда, за какие деньги? И самое главное – что будет дальше? Чего нам всем ждать? До войны я занималась таргетом в инстаграме, а сейчас инстаграма в России нет.

Что россияне любят больше: Лукашенко или независимые медиа?

Когда в России разгромили независимые медиа, какой-то сильной реакции со стороны общества я не заметила. Люди стали интересоваться установкой vpn, скорее, чтобы смотреть тик-ток и инстаграм, а не читать какие-то «запрещенные медиа». Даже больших блогеров, на которых я подписана, не сильно волнуют новости, хотя некоторые из них проводили опросы: вы за или против войны? 70% респондентов высказывались «за». Многие россияне воспринимают «спецоперацию», как зачистку Украины от нацистов, ведь в противном случае украинцы напали бы на Россию. Поэтому Путин в какой-то мере в их глазах еще и спаситель – «не вступи мы в войну, война была бы уже на нашей территории».

К слову, Лукашенко россияне тоже любят – он здесь пользуется поддержкой. «Да, придурковатый, но мудрый и хитрый политик – беларусам повезло с ним». И риторика про чистые улицы тоже сохраняется. А то, что эти улицы в 2020-м Лукашенко залил кровью, многие даже не в курсе. В моем доме есть консьержка – очень добрая и хорошая женщина со своим видением мира. Она считает, что во всем разбирается, потому что смотрит новости. И когда я ей рассказала, что происходило в Беларуси после выборов, она мне не поверила и с прищуром спросила: «А что, беларусы в 2020-м так в Европу хотели?». Я спросила, а что плохого в Европе? На что получила неодобрительное качание головой и презрительное «ну, всё понятно». И в этот момент я почувствовала себя проплаченной революционеркой.

Эта женщина никогда не была в Европе, но она убеждена, что русских везде ненавидят – так ведь говорят по телевизору.

Причем ненавидят и украинцы, и поляки – она это видела в каком-то ток-шоу, а на федеральных каналах врать не могут. Хотя эта женщина действительно прекрасный человек, понимаете?

А еще в России ничего не говорят ни о фальсификации выборов, ни о ядерной войне – я ни от одного человека об этом не слышала. То ли они ничего не знают, то ли не хотят знать, то ли просто боятся – людей ведь бьют так же жестоко, как и в Беларуси. Единственное, что в Беларуси все всё понимают и «власть» никто не поддерживает. В России же большинство – реально за Путина. Есть даже провластные автопробеги, которые перешли, видимо, России от Беларуси по наследству. И такие акции действительно пользуются поддержкой у населения. Я вижу в разных пабликах, что ролики с такими автопробегами набирают много положительных реакций.

Фото: Константин Чалабов

Мне всегда казалось, что в России больше свобод, чем в Беларуси, но это не так. Сейчас я на пару дней приехала к родственникам в Беларусь, чтобы немного выдохнуть. И в Минске так чисто, красиво и если не знать всей подоплеки, кажется, что в Беларуси действительно ничего не происходит и можно жить. Первые три дня я была в какой-то эйфории – странное ощущение – хоть ты опять в Беларусь переезжай, но все это иллюзия, морок. После трех дней я стала приходить в себя. Первый раз в жизни меня стали накрывать панические атаки. Недавно мы всей семьей пошли в кафе и у меня было ощущение, что я ем в кафе последний раз в жизни. Это была полная жесть – я таких «приветов» раньше никогда не ловила. Возможно, придется обратиться к психологу.

Когда видишь всю происходящую дичь и пропаганду, а люди, которые тебя окружают, не видят этого, – хочется уехать. Я не могу просто закрыть глаза и притвориться, что меня это не касается. Когда ты точно знаешь, что черное – это черное, а белое – это белое, а тебе говорят обратное, можно свихнуться. Поэтому сейчас я задумываюсь о переезде из России в Европу. Но с началом «спецоперации» вариантов и возможностей для этого становится всё меньше и меньше».

Мы опубликовали этот текст, чтобы вы могли сами решать, кого слушать, кому доверять и с кем соглашаться. Если вы считаете, что Беларуси нужны независимые медиа и палитра мнений, поддержите KYKY: подпишитесь на наш Patreon за мерч и другие бенефиты. Или сделайте быстрый донат без обязательств тут. Спасибо!

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Расстреливать на границе или спасать друг друга? Как на самом деле выглядит гуманитарная катастрофа на въезде в Польшу

Места • Мария Мелёхина

Елена Грушевская – журналистка, активистка, волонтерка. В 2020-м она помогала беларусам, которые бежали от режима Лукашенко в Польшу, а сейчас помогает украинцам, которые бегут от войны. Девушка провела в общей сложности шесть дней на разных погранпереходах польско-украинской границы, дожидаясь своих родственников из Украины. О ситуации, которая складывалась в первые дни войны, гуманитарной катастрофе, дискриминации беженцев и что нам всем с этим делать, она рассказала KYKY на примере своей личной истории.